Категория: Культура казачества
Опубликовано 13 Сентябрь 2013
Печать

Религия.

Казаки были глубоко преданы православной христианской вере, но вместе с тем отличались веротерпимостью. В среде казаков были старообрядцы, горцы-магометяне, калмыки-буддисты. Основу составляли славяне – христиане, но всего в казачестве было до 40 национальностей, и для того, чтобы стать казаком, не было обязательным принятия христианства. Хотя среди горцев, которые селились вокруг казачьих городков или вступали в казачье войско, было много «новокрещен».

В старину, возвращаясь из походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь; этот обычай сохранился до позднейшего времени, в несколько видоизмененной форме, отслужив свой срок в воинской части и возвращаясь домой, казаки привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, Евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы. Красота храма божьего – гордость для казака. Даже в трудные времена становления казачества казак, слепливая из глины свою хату или делая ее из дерева и покрывая соломой или камышом, не жалел ни денег, ни трудов на то, чтобы построить церковь покрасивее и покрыть ее железной крышей.

В выборе мест для построения своего храма казаки руководствовались не только стратегическими соображениями, но и художественными, в особенности религиозным чувством. На самом красивом и открытом месте они возводили церковь, а уже потом сооружали другие, необходимые для жилья постройки: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте и пусть святые молитвы несутся об нас прямо от земли до престола господа Бога».

Посещение церкви в дни богослужений и по праздникам (Пасха, Рождество, Троица, другие престольные праздники) для казаков было обязательным.

У казаков есть свои святые. Один из них Святой Кирилл – покровитель славян, годы жизни 827 – 869 гг. По биографическим данным Св. Кирилл отправился к славянам в Хазарию, на Дон и на Северный Кавказ. Благодаря его проповеди население Приазовья окончательно приняло христианство. Праказаки крестились вместе с грузинами и другими кавказскими народами, но городом крещения у казаков принято считать 860 год.

Св. Дмитрий Ростовский – днепровский казак и митрополит, годы жизни 1651-1709 гг. причисленный к лику святых. Еще в иноческом чине посвятил себя духовным подвигам, занимался литературной деятельностью.

Св. Иосаф – епископ Белгородской и Обаянский, до монашества Иоаким АндреевичГорленко. Годы жизни 1705 – 1754 гг. Отец его был бунчуковым товарищем, а мать – дочерью гетмана Даниила Апостола. Ревностно служил церкви и народу, помогал бедным, сам жил в аскетической нищете.

В равной степени казаки чтили и всех остальных святых русской православной церкви.

«Казак без веры – не казак» – это жизненный постулат казачества, который прошел проверку всей казачьей историей. Христианство не было лишь внешним обрамлением казачьей жизни, а составляло ее фундамент.

Казаков с детства воспитывали в православной вере, поэтому у представителей казачества было распространено убеждение о своем предназначении быть защитниками Веры, Царя и Отечества. Казаки всегда чтили традиции предков и часто они опирались на церковные обряды. Проводы казаков на действительную службу непременно сопровождались общим напутственным молебном. Большое внимание казаки уделяли духовному, религиозно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Приобщение детей к религии начиналось в раннем возрасте. Родители, идя по воскресеньям и в праздничные дни в церковь, обязательно брали с собой детей. Дома обучали их церковно-славянской грамоте. В школах и старообрядческих скитах происходило углубленное знакомство с религиозной литературой. В светских станичных училищах (начальных школах) преподавался Закон Божий, по праздникам учащиеся пели в церковном хоре. Казаки соблюдали все посты и отмечали должным образом православные праздники.

Донская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в России чудотворных икон. По сказанию, была написана она Феофаном Греком, приехавшим на Русь во второй половине XIV в. Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории – Куликовской битвы 1380 г. 

По преданию, икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Донского одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о победе на берегах Дона икона Богородицы получила название Донская.

По другой версии, этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской церкви. Образ водрузили на древке как хоругвь и во все продолжение битвы он пребывал среди русского войска. После битвы казаки преподнесли ее возвращавшемуся с победой святому благоверному великому князю Димитрию. Князь принес икону Божией Матери в Москву и сначала поставил ее в Успенском соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского собора перенес образ туда.

Донская икона не раз являлась заступницей и покровительницей православных воинов. Перед Донской иконой 3 июля 1552 г. перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 г., когда значительная часть русского войска на севере страны отражала нападение шведов, крымские татары под предводительством царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея вторглись в Россию и, подойдя к Москве, остановились на Воробьевых горах. Не надеясь на человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход вокруг Москвы с Донской иконой Пресвятой Богородицы. Накануне битвы образ был поставлен в походной церкви посреди войска, готовящегося к сражению. Всю ночь царь просил Заступницу о победе над врагами, и Она обещала ему свою помощь. В тяжелом бою, который длился целые сутки, русские воины одолели татар.

 

Контакты

 г. Новосибирск, ул. 1905 года, 85/2 (вход со двора).

 Телефон: (383) 373-25-31.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.