Категория: Культура казачества
Опубликовано 13 Сентябрь 2013
Печать

 

Казачья жизнь

Семейный быт.

Женский и мужской труд в казачьих семьях четко разграничивался. Взявшись подоить корову или испечь хлеб, мужчина рисковал навлечь на себя позор. Мужчины чистили, кормили, поили крупный рогатый скот, лошадей, овец. Женщины доили коров, ухаживали за свиньями и домашней птицей, занимались огородом и садом. В поле мужчины бороновали, пахали, сеяли пшеницу, а посадка подсолнечника являлась исключительно женским занятием. Покосом хлеба, кукурузы, сена занимались мужчины, а казачки собирали скошенное в снопы. Заготовка дров, камыша, кизяка, соломы являлась мужской обязанностью, а топить печь надлежало слабому полу.

На женскую долю выпадало и приготовление пищи. В больших неразделенных казачьих семьях в зимнее время устанавливалась система дежурств для невесток. Исполняя первую очередь дежурств, сноха должна была наносить дрова, затопить печь, приготовить обед, накрыть на стол, перемыть посуду, а также накормить кур, гусей, свиней, собак и сделать прочие дела. Во вторую очередь пекли хлеб, обычно с периодичностью в один-два дня.

Когда начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая младенцев и детей старше шести-семи лет, выезжала в поле на весь сезон. А в станице оставалась свекровь (или замещающая ее старшая невестка), которая присматривала за хозяйством и за маленькими детьми (от года до шести лет), готовила еду для членов семьи, работающих на пашне.

В разделенной семье хозяйке приходилось совмещать полевые работы с домашними обязанностями, так что в сельскохозяйственный сезон особых разносолов домочадцы не видели. Борщ, хлеб, молоко или компот из сухофруктов (узвар), иногда суп с лапшой или галушками, у жителей приморских станиц – рыба во всех видах.

Воспитание казака.

Так как казаки несли всеобщую воинскую повинность, то обязанности по хозяйству ложились в основном на плечи женщин. Бесстрашная, сильная, работящая – она была верным союзником мужа в борьбе с неприятелем, могла при случае сесть на коня верхом и стрелять из ружья, и в то же время в долгие зимние вечера она приготовляла для мужа необходимое платье, а летом жала хлеб.

Самой главной обязанностью было вырастить детей. Доля казачки была нелегкой, и поэтому готовить к жизни ее начинали с детства.

Уже в раннем детстве она должна научиться подметать пол, заправлять постель, помогать маме делать уборку в доме, мыть посуду, подавать на стол и убирать с него, нянчить младших. Поэтому ее называли няней и часто обращались к ней на «вы» - если она была старше лет на 5 или больше. Когда казачка становилась старше, то начинала готовить пищу, выпекать хлеб, стирать, ухаживать за цветами, гладить, шить, прясть, ткать, делать из молока творог и масло, белить.

В казачьих семьях, особенно где не было парней, девушке приходилось работать намного больше. И выполнять мужскую работу: запрягать быков и коней, ухаживать за ними и за коровами, уметь доить коров и коз, выращивать жеребят, телят и ягнят, поросят, птицу. Подметать во дворе и около двора.

В конце лета и осенью женщины солили огурцы, помидоры, капусту, арбузы, мочили яблоки, черносливы, варили арбузный мед, сушили фрукты. Для подготовки к зиме сараи обмазывали глиной. В саду и в огороде также была своя работа. Нужно было делать грядки, сажать овощи, а также поливать и пропалывать их все лето. Кроме этого, была работа в поле: сеять и убирать кукурузу, подсолнухи, фасоль, тыкву.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крестный отец и крестная мать. О выборе крестных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крестного подбирал отец – это должен быть человек надежный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крестный отец, и крестная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребенка – жить недалеко от крестника (крестницы).

Крестную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше ее возраста). Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крестного – он делал из казака воина. Главная же задача крестной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке. Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крестная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крестный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал), либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнет с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Маленьких казаков старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами казачьей жизни.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

И еще один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение в соответствующую среду.

С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени учили владеть нагайкой. С этого же времени казачонка начинали приглашать на «беседы». Основным моментом в воспитании казака в данный период пытались научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

С 8 лет главная роль принадлежала крестному. Именно он по большому счету обучал мальчишку-казака военной науке. Но кровный отец был руководителем этого процесса.

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу).

С 12 до 16 лет – еще один цикл в воспитании казака. И опять же он начинался и заканчивался обрядами в урочище. С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия.

И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьезное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.). И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Правда есть одно уточнение: «матёрый» казак появлялся в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях.

Контакты

 г. Новосибирск, ул. 1905 года, 85/2 (вход со двора).

 Телефон: (383) 373-25-31.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.