История казачества
Опубликовано 11 Сентябрь 2013
Печать

 

История возникновения казачества.

Роль казаков в российской истории огромна: они заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции данного сословия.

Точное происхождение казаков неизвестно. Первоначально проживали казаки на степных пространствах Восточной Европы, а именно на территории современной Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. 

Границы северо-восточной Руси, приволжских, придонских и приднестровских степей, незащищенные природою и подверженные частым и опустошительным набегам Монголо-татарской Орды, требовали постоянной обороны. Именно поэтому Московские государи в XIV в. стали задумываться о необходимости иметь здесь постоянную стражу, которая наблюдала бы за движениями татар и вовремя извещала обо всем пограничных воевод и даже самих государей. Первое известие о такой страже, дошедшее до нас, относится примерно к 1360 г.

С развитием границ Московского государства на юг и восток и с подчинением княжеств Нижегородского (1392 г.), Муромского, Рязанского (1517 г.) и других число стражей против монголо-татар стало увеличиваться и принимать вид линии настоящих казачьих укреплений на всем протяжении юго-восточных границ государства.

Казаки набирались из вольных, нетяглых людей всех сословий, исключительно людей здоровых, честных, отважных и удалых. Они со своими семьями освобождались от всяких повинностей, а за службу получали денежное и хлебное жалование, а иногда и отдельные наделы земли. Вооружение, лошадей и снаряжение имели свое собственное. Первое время казачье оружие состояло из копий, рогатин и сабель, но уже в царствование Михаила Федоровича Романова они имели, кроме сабель и пик, еще ружья и по два пистолета. Форменной одежды установлено не было, каждый носил, то, что имел. Главная обязанность казака состояла в постоянном пребывание на службе.

Казаки делились на городовых или полковых, станичных, сторожевых и вожей. Полковые или городовые входили в состав городовых полков, получавших название по городам, в которых находились. Полки делились на сотни, пятидесятки и десятки. Полками начальствовали головы, впоследствии переименованные в полковники. Сотни управлялись атаманами и сотниками. Каждый полк имел свое знамя и хоругвь, на которой изображался лик Божией Матери или св. угодника, считавшегося покровителем полка. Каждая сотня имела свой знак с изображением св. Креста. Городовые казаки, в составе полков, употреблялись только для защиты городов и отражения неприятелей на границах.

Казаки станичники, сторожевые и вожи составляли станицы. Слово станица не определяло известное число людей, состав ее зависел от ее служебной деятельности: так она иногда состояла из нескольких человек с атаманом во главе и, наоборот, из нескольких сот человек. Они управлялись своими атаманами, но иногда находились под властью особых голов и воевод. Обязанность казаков-станичников заключалась в следующем: ездить вглубь степей, наблюдать за движениями татар по известным степным дорогам, называемым «шляхами» («шлях» – большая проездная дорога) и «сакмами» («сакма» – след), перехватывать языки и доставлять вести воеводам и даже Государю, а в случае набега ордынцев защищать пограничные города. Кроме разъездов в степи, они нередко были обязаны охранять известное пространство и о его состоянии подавать донесения, называвшиеся «доездными памятями», которые и оставлялись ими в известных местах, следующие же за ними казаки брали их и оставляли в свою очередь свои.

Когда сторожевые казаки посылались далеко вглубь степей, где они устраивали наблюдательные посты, носившие названия «притонов» и «сторожей». Для этого они пользовались курганами, горами и другими природными возвышенностями, но нередко случалось, что они устраивали также помосты на четырех высоких столбах и насыпали курганы, с которых обозревали лежащую впереди местность на несколько верст. На этих-то сторожевых постах всегда стоял на часах казак «с соколиным взором». У подножия этих пикетов стояли вооруженные с ног до головы другие его боевые товарищи по сторожевой службе. Для быстрой передачи известий между этими постами они устраивали сообщения в виде летучей почты.

Часовой, стоящий на посту, завидя скакавшего казака с известием о появлении неприятеля, сообщал об этом остальным своим товарищам, которые, смотря по обстоятельствам, тотчас отражали неприятеля или давали о том знать на следующие посты. Все эти казаки (станичники, сторожевые и вожи) за сторожевую службу получали особое жалованье, большее по сравнению с полковыми или городовыми казаками, и удовлетворялись от казны за все убытки и потери, случающиеся в разъездах; лошади, сбруя и вооружение, при отправлении в степь, оценивались воеводами, которые эту оценку вносили в особые книги и по этим книгам выдавали вознаграждение в случае потерь и убытков.

Так, в XV в. роль казачества в приграничных районах только возрастала ввиду непрекращающихся набегов кочевых племен. Возникшие после распада Золотой Орды Крымское, Ногайское, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства находились в постоянной вражде с Московским государством и не желали признавать силу и власть Московского царя.

Одновременно с городовыми казаками разрастался род и «вольных» казаков в южных степях на большом пространстве, известном тогда под именем «дикаго поля», где протекали две большие реки Дон и Днепр, служившие естественными путями к Черному и Азовскому морям. Эти казаки после получили название по главным рекам, где они расселялись: обитатели низовьев Дона образовали Донское казачество, а жители Левого берега Днепра – Запорожское. 

Православная Московская Русь достаточно легко нашла общий язык с казаками, чего не скажешь о католической Речи Посполитой. Конечно, не только религиозные разногласия играли здесь основную роль, так как и Донские, и Запорожские казаки были потомками жителей Киевской Руси и помнили об этом, западный мир в лице Польши был им чужд. В итоге запорожцы легко нашли общий язык с Москвой, помогли той захватить у Польши всю восточную ее территорию во главе с Киевом и затем дали присягу верности Московскому царю.

Падение Казанского царства привело к быстрому завоеванию всего Приволжья и подчинению Башкирии. Городовые казаки и стрельцы были первыми колонизаторами этого края: под их защитой строились крепости, возникали города и слободы, распространялось христианство, развивалась промышленность и в целом крепла гражданственность. Русскому народу открылся путь на восток, в Сибирь, куда он толпами стал уходить, особенно во времена развития крепостного права.

С покорением Казани и Астрахани Россия приобрела свободный путь к Каспийскому морю, открыв этим для себя новые источники богатства и силы; ее торговля и политическое влияние с этого времени распространялись не только на соседние рынки, но и на азиатские ханства.

Вместе с тем московское правительство было сильно озабочено приближением кочевых народов к западной Сибири и к берегам Яика и Волги. Так, в западной Сибири против киргиз и калмык оно ставило казаков и туземцев; но на берегах Волги – городовых, вольных Волжских и Яицких казаков.

С конца XVI столетия между главными реками края Волгой, Яиком, Камой и Тоболом, появляются уже четыре отдельных группы казаков: на севере – Исетские, потомки Ермака Тимофеевича; на юге – Яицкие; на западе – Уфимские и Самарские.

Исетские, Уфимские и Самарские казаки положили основание Оренбургскому казачьему войску, которое в течение около 160 лет оспаривали у своих недругов путь к берегам Яика.

По-иному шло формирование и развитие казачества тех войск, которые возникли в результате целенаправленной деятельности русского правительства, преследовавшего государственные и военно-политические цели. Главной из них являлась стратегическая задача расширения, укрепления и надежной охраны границы государства, быстрое и эффективное хозяйственно-экономическое освоение новых, практически необжитых обширных территорий.

Процесс создания новых казачьих войск особенно бурно начал развиваться с 30-х гг. XVIII в. 

В 1787 г. российским правительством было создано Черноморское казачье войско, основу которого составляли прежние запорожские казаки. А в 1860 г. на его основе было сформировано Кубанское казачье войско.

Терское казачество составляли казаки, которые проживали вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. На базе пяти терских полков (Кизлярского, Терско-семейного, Гребенского, Моздокского и Горского) и 5 казачьих полков Азовско-Моздокской линии (Волгского, Кавказского, Ставропольского, Хоперского и Кубанского) было образовано в 1832 г. Кавказское казачье войско.

Уральское казачье войско сформировалось из Яицких казаков, которые еще в 1891 г.  торжественно отмечали 300 лет служения московскому царю, по этому случаю был заложен храм Христа-Спасителя.

Костяк забайкальских казаков составили служилые люди, верстанные в казачью службу, которые появились в Забайкалье около 1639 г. В 1654 г. эти году казаки основали Нерчинск. По образцу казачьего войска были организованы буряты и тунгусы, которые позже слились с казаками. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них (преимущественно бурятского происхождения) исповедовала ламаизм.

Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 г. приказом императора Николая I на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов. Осуществляло Войско охрану границы с Китаем и внутреннюю службу.

Таким образом, в начале XX в. в России существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Оренбургское, Терское, Забайкальское, Уральское (после Февральской революции было восстановлено историческое название – Яицкое), Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское и Астраханское. Помимо них существовали также енисейские и иркутские казаки, официально именовавшиеся населением Енисейской и Иркутской губерний, организационно оформленные в Красноярский и Иркутский казачьи дивизионы. Казачьими также числились Якутский городовой казачий пеший полк и Камчатская городовая казачья конная команда, которые, однако, в отличие от всех других казачьих формирований подчинялись не военному ведомству, а Министерству внутренних дел.

Стоит отметить, что казаки были народом очень вольным и легко могли не подчиниться приказу из столицы. Царскую власть это не устраивало, и ей нередко приходилось давить на казаков. Например, после восстания казаков под предводительством Пугачева за дело очень решительно взялась императрица Екатерина II, результатом этого стало расформирование Запорожского казачества, самого вольного.

Казаки были замечательными войнами, бойцами они становились с самого детства. Они прекрасно скакали на коне, изумительно владели шашкой, точно стреляли как стоя, так и во время скачки на коне. Отличная верховая езда была одним из главных козырей казаков, на скаку они могли вытворять удивительные трюки. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, принесло ей большую пользу. Они внесли неоценимый вклад во время кавказской войны, захвата Крыма, войн с турками и персами. Казаки нередко наводили ужас на считавшуюся лучшей в начале XIX в. наполеоновскую армию. Много урона они нанесли немцам и австрийцам в первую мировую войну. Молниеносные атаки казаков шокировали неприятелей.

Казаки с начала XIX в. и до октябрьской революции 1917 г. были элитой русской армии. Эти воины отличались повышенной боеспособностью и надежностью. Именно лучшие представители казачества в XIX и XX вв. были охранным конвоем русских царей.

 

Контакты

 г. Новосибирск, ул. 1905 года, 85/2 (вход со двора).

 Телефон: (383) 373-25-31.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.