Создано 30 Ноябрь 2015
Печать

Воскресным вечером, 29 ноября, зрители увидели новый «Тихий Дон», режиссером которого стал Сергей Урсуляк. Это четвертая экранизация легендарного романа Михаила Шолохова. Ее уже называют главной премьерой уходящего года.

Показ первых трех серий завершился ближе к полуночи. О своих впечатлениях после просмотра фильма в эксклюзивном интервью корреспонденту «Комсомольской правды-Ростов» рассказал внук писателя - Александр Шолохов.

- Я пока воздержусь от превосходных оценок, - начал разговор Александр Михайлович. - Но, как я уже неоднократного говорил до этого, у Сергея Владимировича такой доскональный серьезный подход, что я вообщем-то не сомневался, что все будет достаточно хорошо. По качеству актерской работы, по-моему, все более чем хорошо. А сюжет... Я просто понимаю, о чем речь в смысле жанра: видна скрытая пружина, которая дальше начнет разворачиваться. Я говорю как человек читавший и хорошо знающий.

Мы прекрасно понимаем, что эта нынешняя экранизация рассчитана в значительной степени на людей, которые, возможно, даже вообще не читали «Тихий Дон». И особенно для них, как это принято говорить, по законам жанра раскручивается спираль, которая, очевидно, начнет стрелять эдак с середины фильма. Сейчас все очень здорово. Очень здорово показана беззаботная, если можно так сказать, мирная жизнь, уклад и казачья цивилизация, как говорит Сергей Владимирович. Цивилизация, которая потом, в ходе Гражданской войны, начнет разрушаться. Здесь, по-моему, очень хорошая подводка.

БУДЕТ ДВА ВИДА КРИТИКИ

Как по-Вашему, были ли несоответствия? Скажем, в предыдущей экранизации критиковали свадьбу Натальи и Григория...

- Совершенно убежден, что и реквизит, и костюмы сделаны один в один с тем, как было. Что касается свадьбы, то давайте согласимся: ни вы, ни я, и, вообще, даже самый старый человек из ныне живущих, на той свадьбе быть не мог. Я прекрасно понимаю, что у Сергея Владимировича сейчас будет много критиков. И два подхода к критическому разбору этого фильма я бы хотел сразу предупредить.

- Интересно…

- Один из них – это от людей, которые лучше всех знают: как казаки играли свадьбы, как выпивали, как плясали и как они еще что-то делали. Но, давайте честно признаемся, что мало кто сегодня и, вообще, может ли кто-нибудь сегодня с уверенностью говорить: «Вот так это было». К сожалению, это, действительно, в значительной степени пропавшая цивилизация. Это то, что вытравливалось. Это то, что не передавалось.

Мы сохраняем, в том числе и наш Государственный музей-заповедник имени М.А. Шолохова в станице Вешенской, традиции, элементы народных праздников, но сказать, что я на сто процентов знаю, что это было так или иначе, я бы, например, не рискнул. А большое количество критиков из этой области я предвижу. И с ними я бы не хотел вступать в полемику, а хотел бы сказать: «Ребята, ну давайте с вами согласимся с тем, что, вообщем-то, и жанр не тот, который претендует на абсолютную доскональность. Это же не выставка этнографического музея. И это не выступление фольклорного ансамбля, который претендует на абсолютную идентичность звучания. Это все-таки художественный фильм».

- А вторая группа критиков?

- Это те, которые ждут от этого фильма реинкарнацию Быстрицкой и Глебова. Я прекрасно понимаю людей, которые выросли на герасимовском «Тихом Доне» и которые иначе как в тех образах уже не представляют себе ни Григория, ни Аксинью. И любой другой подход к этому решению, любые другие актеры - они будут вызывать у них, если не раздражение, то, по крайней мере, недоверие и непонимание. Я понимаю этих людей и не собираюсь никого переубеждать. Но, с другой стороны, давайте согласимся с тем, что каждое поколение имеет право на свою экранизацию, экранизацию с представителями именно этого поколения. А ребята, я должен сказать, играют очень не плохо. Даже вот по этим трем сериям. Не буду и говорить о первых ролях, но, например, Артур Иванов (Петр Мелехов, - прим. авт.), тоже здорово играет парень: влюбляешься просто в него.

И вот к этим двум видам критики я бы просто относился с пониманием и не спорил с этими людьми, пусть у каждого из нас останется свое мнение. У нас – это не потому, что я выступаю ярым сторонником Урсуляка, просто я считаю, что он имеет право говорить вот так, и мне его высказывание в виде этих трех серий, понравилось.

О ЛЯПАХ И АКТЕРАХ

- Как Вы считаете, удалось ли этим молодым ребятам передать всю силу чувств шолоховских героев?

- Я хочу сказать, что актеры не впервые такие молодые. Быстрицкая, Хитяева, Кириенко - они играли в этом же возрасте. Многие из них вообще были еще студентами. И Сергей Владимирович здесь абсолютно верно пошел, если так можно сказать, по стопам Герасимова. Но, скорее всего, это просто единственно правильное решение: это должны быть сверстники шолоховских персонажей. И не нужно представлять, что Григорий это невероятно поживший человек. К сожалению, ему и до 30 лет не удалось дожить. То, что война, в том числе и по выражению Михаила Александровича Шолохова, людей быстро взрослила – это другое дело. И второй момент - очень трудно в таких важных характерных ролях видеть людей, которых ты уже представляешь по какому-то другому большому кино. То есть, если у актера уже есть, так сказать, прилипшая к нему роль, то воспринимать его в таком большом произведении будет гораздо сложнее.

- Но, к примеру, тот же Евгений Ткачук, сыгравший Григория, он же не новичок в кинематографе?

- Да, но я не могу сказать, что Женя - это настолько примелькавшийся образ. Тем более, я извиняюсь, гримеры превратили его в полную противоположность: трудно потом будет узнать актера в обычной жизни. Да и говорить, что он настолько уж артист какой-то роли, пожалуй, нельзя. Вот Быстрицкая, Глебов и иже с ними в свое время стали актерами роли в определенной степени. И потом им трудно было уйти от этого. Но это другая история. Очевидно, что принцип выбора актеров, на мой взгляд, в это раз был единственно правильным.

- А казачий говор удалось им передать?

- По-моему, да. Особенно главным героям. Правда, иногда у актеров третьего плана бывало, что ударение проскакивает неверно. Но опять же, мы начинаем сразу критиковать как люди, которые знают, как плясали на казачьей свадьбе. Давайте исходить из того, что эта экранизация работа для всей России. И я сомневаюсь, что мои коллеги, например, из Красноярска, которые мне уже три часа назад сообщали, что вот «смотрим, залипли и так далее», что они могут различить – правильно ли в слове «зараз» делать ударение на первый или второй слог. Мы с вами на Дону поймем и простим, наверное. Тем более, что ни один из главных героев таких ошибок не допускает. Я вообще по жизни исхожу из того, что критиковать гораздо проще, нежели найти положительное, а тем более сделать его.

Ольга ГОПАЛО

На снимке: Главный герой - Григорий Мелехов. Фото: телеканал "Россия".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Контакты

 г. Новосибирск, ул. 1905 года, 85/2 (вход со двора).

 Телефон: (383) 373-25-31.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.