Памятные даты

Категория: Памятные даты
Дата публикации
Печать

В каждом казачьем войске были свои особо чтимые православные святые. Покровителем Сибирского казачьего войска принято считать Святителя Николая Чудотворца, помогавшего, согласно старинной легенде, движущимся на восток казакам-первопроходцам. 

Согласно житию, Святитель Николай родился  в III веке в Малой Азии в греческой колонии Патара. Его имя Николай значит по-гречески — «побеждающий». Святитель Николай является покровителем мореплавателей и купцов, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

Святитель Николай Чудотворец  почитается на Руси наравне с Богородицей. Николай чудотворец занимает первое место среди святых по количеству посвящённых ему храмов и написанных икон, его имя вплоть до начала ХХ века было одним из самых популярных при наречении младенцев.

 Приложение.

Борис Азмазов. «Святой Николай и Касьян Немилостивый»

Приказал Христос Святому Николаю и Святому Касьяну прийти к Нему в Царствие Небесное. Вот надели они самые лучшие ризы и пошли по облакам на восток, встречь солнцу.

Долго ли, коротко шли: перевалили Волгу, горы Уральские, Сибирь-матушку. Вдруг Святой Николай остановился и вниз смотрит, глянул и Касьян. А там внизу далеко-далеко обоз завяз. Лошади из сил выбиваются, на возах детишки, старики, бабы, скотина к возам привязана, мычит да блеет.

- Пойдем-ка поглядим поближе! – говорит Святой Николай.

- Чего мы не видали! – говорит Святой Касьян. Однако спустился на землю.

А там – ад кромешный. Телеги по ступицу в грязи жидкой увязли, да возы-то еще бы ничего – впереди и позади обоза пушки на лафетах быки тащат. А на лафеты бревна какие-то, да рамы оконные, доски дубовые нагружены.

- Что вы за люди? – Святой Николай спрашивает. – Откуда идете и далеко ли путь держите?

- Мы казаки русские! — атаман отвечает. – Следуем по царскому указу на берег Тихого океана станицы ставить, границы державы охранять.

- А откуда вы?

- С Днепра! А есть которые с Дона, с Терека, с Волги, с Яика,.. новому войску казачьему приписанные.

- Давно идете?

- Третий год. На зиму землянки копаем, острожки ставим, а летом да зимой, когда путь станет, дальше идем... А сейчас видишь, как завязли. А нам поспешать надо, как грянут морозы, а мы до Якутского острога не дошли – померзнем.

- Чем же помочь вам?

- Да помоги, отец! Помоги Христа ради! Мы будем колеса из болота вытягивать, а ты ветки под них подкладывай, чтоб они назад не огрузли, да пушки не потонули.

Святой Николай помогать кинулся, кричит Касьяну:

- Брат Касьян, пособи! Казаки из сил выбились, каждая пара рук на счету.

- Да мы же ризы праздничные выпачкаем!

- Да Бог с ними, с ризами, давай христианам поможем.

- Нет! – говорит Касьян. Кто их сюда послал, пусть тот и помогает!

Атаман казаков только вздохнул: «Эх, барин!»

Да не мешкая за ступицу да за оглобли взялись:

- А ну, станичники, навались! – потянули из последних сил, того гляди у казаков от натуги глаза на лоб выскочат, – вытащили пушку! Держут! Схватился Святой Николай за доску, что была к лафету привязана, хорошая доска дубовая. Хотел под колесо положить. Казаки как закричат:

- Отец, не трожь доску, она святая!

Покидали под колесо валежник, сучья, выкатили пушку на сухое место. Святому Николаю объясняют:

- Это не просто так доски да бревна – это церковь наша станичная разобранная, она у нас в Запорожской Сечи веками стояла.

- Так вы что же, разобрали ее и на новое место перевозите?

- Точно так! – казаки отвечают. – Как, значит, на новое место службы и жительства придем, так соберем ее заново. Вот и будет нам новое место – Родина. Мы и гвозди все из стен повытаскивали да с собой несем на новое место, перекуем их заново да и наколотим. Эта церковь дедами нашими намолена! Она нам мать и заступница.

- Истинно, истинно! – сказал Святой Николай. – Мало я на Святой Руси видел такой веры. По вере вам Господь и воздаст.

И вроде легче колеса пошли, и дорога окрепла, и кони подбодрились – вытащили казаки обоз из болота, хлебушком закусили да и дальше пошли. А Святой Николай и Святой Касьян пошли по своей надобности, по вызову.

Вот пришли они ко Христу, Господь их и спрашивает:

- Где же ты, Николай, так извозился?

- Так и так, – Святитель отвечает. – Казакам-переселенцам помогал!

А ты что же, Касьян? – Христос Касьяна спрашивает.

- Стану я одежды свои праздничные в грязи марать! Мы ведь к тебе шли, Господи!

- Шли-то вы точно ко мне! – говорит Христос. – Да пути выбрали разные, хоть дорога у вас была одна. Как ты мог, Касьян, казакам-воинам не помочь – они ведь тебя о помощи моим именем просили.

Глянул Господь с небес, а казачий обоз уже к океану вышел, на пустынном берегу топоры стучат – дедовскую церковь поднимают.

Благословил их Господь и сказал:

- Да будет вам, чада мои верные, место сие новой Родиной. А тебе, Николай, будет в году четыре праздника: весенний, зимний, осенний и летний! И звать тебя будут Божьим Угодником. А тебе, Касьян, один праздник в четыре года 29 февраля, и прозвание тебе будет Немилостивый.

Так по слову Божию и сталося.

А казаки окиян-море переплыли на лодьях и на том берегу на Аляске поставили крепость и церкву свою отеческую и назвали ее крепостью Святого Николая.

 Алмазов Б. Казачьи сказки. – СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1996. – С. 155-158.

http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Ikoni.htm

 
Категория: Памятные даты
Дата публикации
Печать

Сибирское казачье войско – это особое, исторически сложившееся сословно-государственное учреждение Российской Империи, существовавшее в XIX – начале XX вв., которое имело собственные территорию, управление, военную организацию, систему учебных заведений и хозяйственные структуры. Казачье население войска, составлявшее отдельное войсковое сословие, отбывало особую воинскую повинность, в основе которой лежали принципы пользования землей за военную службу и материального, полного или частичного, самообеспечения при выходе казаков на эту службу.

Это войско было именно государственным учреждением, а не автономной единицей, т.к. настоящее самоуправление существовало до революции только на уровне казачьей общины – поселка. Поселковые сбор и атаман занимались распределением между членами общины сельскохозяйственных угодий и земских повинностей. Станичные атаман и сбор выполняли главным образом военные функции (учет служилого состава, подготовка приготовительного разряда, контроль над состоянием снаряжения и лошадей и т.д.) и жестко зависели от вышестоящего начальства. Атаманы отделов назначались. Войсковым атаманом автоматически становился человек, которого Император назначал Степным генерал-губернатором. Поэтому его и называли наказным атаманом, т.е. служившим по наказу и повелению Государя. Войсковое самоуправление возникло только в 1917 г., когда стали созываться большой и малый войсковые круги, когда были избраны члены Войсковой управы и войсковой атаман (генерал-майор П. С. Копейкин).

 1. Сибирский казак времен Ермака и XVII в.

2. Сибирский казак XVIII в.

3. Урядник Сибирского войска конца XVIII в. и первой половины XIX в.

 Официально сибирское войско ведет свое начало от 6 декабря 1582 г., когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Такое старшинство было даровано войску Высочайшим приказом от 6 декабря 1903 г. И оно, таким образом, стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского). ‹...›

Историю Сибирского казачьего войска можно разделить на следующие основные этапы.

1) Героический или доисторический (конец XVI – начало XVIII вв.). Это легендарная эпоха завоевания Сибири, когда казаки, составляя основную массу военно-служилых людей и вообще русского населения края, прошли от Урала до Тихого океана и присоединили к России огромные территории с богатейшими природными ресурсами. Среди них были и предки коренных линейных казаков, но Сибирского казачьего войска как такового еще не существовало.

2) Пограничный (1715–1808 гг.). Здесь можно выделить три основных исторических вехи:

а) 1715 - первая треть 1740-х гг. — время основания иртышских крепостей, образования «крепостного» казачества, обеспечивавшего, вместе с казаками- «годовальщиками» из внутренних городов Западной Сибири коммуникации между крепостями;

б) 1744 - 1770 гг. — время создания Сибирских военных (пограничных) линий: Ново-Ишимской, Иртышской и Колывано-Кузнецкой, формирования «линейного» казачества, использовавшегося в качестве «рабочих команд» в укреплении и обслуживании границы;

в) 1780 - 1808 гг. — время, когда линейное казачество, выполняя прежние функции и увеличиваясь численно (особенно за счет приписки городовых казаков, «солдатских детей», ссыльных и пр.), начинает приобретать качественно новые черты, а именно: появляются элементы войсковой организации: единое наименование («Сибирских линий казаки»), общий атаман (в Омске), деление на сотни и т.д.

3) Военно-колонизационный или военно-поселенный (1808 – 1861 гг.). Начинается этап с официального создания Сибирского линейного казачьего войска. Военно-организационное усиление линейного казачества было вызвано необходимостью немедленного укрепления русской границы в Западной Сибири после увода с нее на запад, в связи с антинаполеоновскими войнами, регулярных драгунских, мушкетерских и егерских полков. После 1815 г. функция защиты границы начинает отходить на второй план. С 1824 г. абсолютно доминирует функция военной колонизации казахской степи: казаки участвуют в закладке и охране опорных пунктов и поддерживают коммуникации между ними и линиями. Войско как бы выбрасывает часть своих сил на юг, особенно далеко на флангах: на правом — в район Кокчетава, на левом — в Каркаралы, Кокпекты, Зайсан и далее — в Семиречье. Поскольку колонизация вызвала перенапряжение войска, правительство резко увеличивает его численность (путем приписки крестьян) и придает ему «регулярное» устройство (Положение 1846 г.). Казаки превращаются в военных поселенцев, а все войско — в соединение «поселенных кавалерийских полков». ‹...›

4. Этап реформирования (1861 – 1881 гг.). К 1860-м гг. сибирское линейное казачество выполнило свои прежние функции: военные линии из границы превратились во внутренние районы государства, а Степная Сибирь и Семиречье были присоединены и замирены. В условиях тяжелейшего бюджетного кризиса правительство взяло курс на превращение войска в самообеспечивающуюся и самоокупаемую вооруженную силу. Положениями 1861, 1871 и 1880 гг. воинская повинность сибирских казаков была кардинально изменена: вместо 30-летней постоянной (внутренней и внешней) службы вводилось только 4 года действительной службы в полку, а затем возвращение домой на льготу. Резко сократив объем военных обязанностей, государство дало казакам свободное время, а переведя их с казенного провианта на собственное иждивение и заставив снаряжаться на службу за собственный счет, подтолкнуло к активизации хозяйственной деятельности и личной инициативы. Тем самым было положено начало превращению сибирского казака из служилого человека, лишь прирабатывавшего хозяйственными промыслами, в земледельца, отбывающего особую воинскую повинность. ‹...›

5. Период консервации сословности (1881 – начало 1917 гг.). Этот этап характеризовался быстрым приростом населения (казачьего и неказачьего), развитием хозяйства и культуры войска и в то же время — нарастанием социально-экономических противоречий и отсутствием серьезных реформ, которые могли бы разрешить наиболее острые проблемы. Изменилось значение воинской повинности в жизни казаков. В Сибирском войске 1890-е гг. стали переломными в процессе эволюции казачьего хозяйства крестьянского типа от скотоводческо-промыслового и полунатурального к хозяйству земледельческо-скотоводческому и мелкотоварному. Эволюция эта превратила казака-воина в «военного крестьянина», т.е. в земледельца, отбывавшего воинскую повинность на несколько отличных от остальных граждан основаниях (самоснаряжение вместо налогов и пр.). ‹...›

6. Период революционных преобразований (1917 – 1922 гг.). Это очень сложный, трагический период в истории казачества. В результате Февральской революции Сибирское войско было реформировано на началах сословно-представительной демократии, вплоть до созывов больших и малых войсковых кругов, районных съездов и конференций (успело состояться пять больших кругов), выборности органов войскового самоуправления и войскового атамана. Следствием политической дифференциации российского общества и «углубления революции» стало появление в сибирском казачестве двух конкурирующих политических течений: либерально-консервативного «староказаков» и революционно-демократического «трудового казачества». В конечном итоге, «трудовые казаки», органом которых стали Войсковой Совет казачьих депутатов и комитеты строевых частей, пошли на признание советской власти и попытались провести в рамках автономного Сибирского войска реформы компромиссного характера с целью постепенного уравнения казаков и разночинцев: внутривойсковую бессословную социализацию земли и т.п. ‹...›

7. Период «размывания» сибирского казачества (1923 – конец 1980-х гг.). Политика советской власти в отношении казачества: репрессии, раскулачивание, коллективизация, расселение казачьего населения с исконных территорий его обитания, поток переселенцев, в котором почти растворились коренные обитатели станиц, освоение целинных земель, отвод иртышских вод в оросительные системы Казахстана, – все это привело к тому, что исчезла не только культурно-психологическая, но даже природно-ландшафтная среда, в которой формировались когда-то сибирские казаки. В результате Второй мировой войны были ликвидированы землячества (станицы) сибирских казаков-белоэмигрантов в Китае, а затем в 1950-е – 1960-е гг. угасли подобные станицы в США и Австралии.

8. Период возрождения сибирского казачества (конец 1980-х гг. – настоящее время). Новое возрожденное казачество возникло как культурно-историческое и общественно-политическое движение и почти за четверть столетия не смогло восстановить войсковую организацию с автономной территорией, хозяйством и, тем более, выставляемыми воинскими или охранно-полицейскими частями. Это движение характеризуется крайним разнообразием состава участников и типов казачьих организаций, которые отличаются по гражданству (Российская Федерация и Республика Казахстан), по отношению к государственной власти (в Российской Федерации реестр и «общественники»), по роду преобладающей деятельности (охранные структуры, фольклорные коллективы и т.д.), по мировоззрению и идеологии (от православных монархистов до казаков-сталинистов), наконец, по политической ориентации в современных условиях, например, во время президентских и парламентских избирательных кампаний. Смогут ли нынешние казаки объединиться и стать достойными своих предков, покажет только время.

 Сибирское казачество – Отечества служивая рать: сб. науч. ст. и материалов, посвященных 430-летию сибирского казачества /Под ред. М. А. Жигуновой, Г. Н. Привалова. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. С. 10 – 15.

 
Категория: Памятные даты
Дата публикации
Печать

 Первого июня 1945 года рядом с австрийским городом Лиенц состоялась насильственная выдача почти всего казачьего стана, в том числе детей, женщин, стариков.

Историки и современники назвали эти события "казачьей голгофой". Выдача в Лиенце стала символом расправы над казаками в Австрии и других местах в 1945-1947 гг. Общее число жертв превысило 110 тысяч человек.

Подробнее...
 
Категория: Памятные даты
Дата публикации
Печать

День казачки празднуется 21 ноября по юлианскому календарю или 4 декабря по григорианскому, он совпадает с христианским праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как она умела посвятить себя семейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство национальной гордости и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства наряду с уважением к человеческой личности и старшим. Свободная, воспитанная в среде не знавшей рабства, крепостных господ, закрытых теремов ила гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи, отдавала свои силы, а часто и кровь для ее благосостояния и благополучия. Девушка была свободна в личной жизни. Родителя не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, жена могла добиться поддержки общества и развода. Оберегая вдов и сирот от нищеты, обычное право позаботилось о них, установив специальный земельный надел - «вдовий и сиротский» пай. Обычай не разрешал казачке идти в услужение к богачу. Прислужницами могли быть только пленницы. Женская прислуга и называлась у казаков «ясырками».

Пока казак был на долгой военной службе, его жена вела свое хозяйство часто в одиночестве. Не зная барщины, в свободном труде она привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если муж содержал в холе своего коня, то жена не менее любовно чистила и мыла свой курень. Иностранец писал: «Дом и особенно стены в казачьем доме содержатся в такой чистоте, в какой бывает посуда». Л.Н. Толстой в повести «Казаки» замечает: «Красота Гребенской Казачки особенно поражает соединением черкесского лица с широким сложением северной женщины. Щегольство и изящество в одежде и особенно убранство хат составляют привычку и необходимость в их жизни».

Века постоянных боевых тревог выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. Умела встать с оружием на защиту своих детей, куреней, станиц. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

В тяжелые моменты борьбы за Отечество, тогда мужское население станиц билось на фронте, казачки не только вели хозяйство по домам, но одновременно обслуживали и тылы армии: в зимние стужи, в морозы и метели подвозили к фронту патроны, снаряды и продовольствие, увозили обратно раненных и убитых, среди которых часто бывали и близкие им люди.

Известно, какой стоический героизм проявили казачки в жестокие годы «раскулачивания» и «сплошной коллективизации». В голоде, холоде, при постоянном гнете бесчеловечной власти они сумели все же взрастить новое крепкое казачье поколение.

http://dikoepole.com/2010/12/04/%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8-4-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F/

 
Категория: Памятные даты
Дата публикации
Печать

На снимке: Писатель Михаил Шолохов в молодые годы. Фото из семейного альбома. 

Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984 гг.) – знаменитый прозаик, публицист. Родился на хуторе Кружилином, на Дону, близ станицы Вешенской. Мать Шолохова была родом из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, выращивал пшеницу на покупной казачьей земле; служил приказчиком, управляющим паровой мельницы. Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы. ‹...›

Подробнее...
 
Категория: Памятные даты
Дата публикации
Печать

4 декабря православные казаки отмечают великий двунадесятый праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Икона с изображением Богородицы, по преданию, была поднесена казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Куликовская битва произошла 8 сентября (по новому стилю – 21 сентября) 1380 года. Тогда русские войска под командованием московского князя Дмитрия Донского встретились на Куликовом поле с войском татарского хана Мамая. Именно тогда впервые со времени начала татаро-монгольского ига  русские войска одержали крупную победу над татарским войском.

Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет. Собрав родственников и знакомых, родители одели Марию в лучшие одежды и, с пением священных песен и зажженными свечами в руках, они привели ее в Иерусалимский храм. Ребенка встретил первосвященник – предание гласит, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи. При этом в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, а девочка до этого времени еще не научилась ходить. Однако Мария, как только ее поставили на первую ступень, самостоятельно поднялась до самой верхней. Мария жила при храме до 12 лет, после чего была, согласно иудейским традициям, обручена Иосифу, пожилому человеку, который должен был охранять ее обет безбрачия.

В старину у православных казаков этот праздник ассоциировался не столько с Богородицей, сколько с началом настоящей зимы, ее вступлением в свои права. Поскольку декабрь был богат всевозможными праздниками, люди стремились знать, какая погода выпадет на праздничное время. Согласно народной примете, если на Введение во храм Пресвятой Богородицы будет мороз, то и все праздники окажутся морозными, если же погода будет сравнительно мягкой, значит, в праздники на улице будет не очень холодно.

 http://www.nsad.ru/articles/vvedenie-vo-hram-presvyatoj-bogorodicy

 
Категория: Памятные даты
Дата публикации
Печать

Будущий Император Всероссийский, августейший атаман всех казачьих войск  Николай II,  родился 6 (18) мая 1868 года (в Царском Селе) в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться...

Подробнее...
 

Контакты

 г. Новосибирск, ул. 1905 года, 85/2 (вход со двора).

 Телефон: (383) 373-25-31.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

 

 

Orgy